Интервью с Алексеем Фуфаевым, более известным как dj–alex

Привет, друзья!
Сегодня вашему вниманию представляется интервью с разработчиком игр, программистом и просто «многофункциональным комбайном» — Алексеем Фуфаевым.
Алексей известен в интернете как dj–alex. С 1997 года знаменит как автор игр и переводов для Spectrum.

 

Итак, Алексей, с чего все началось?
Началось все в далеком детстве. Благодаря отцу у меня была возможность осваивать компьютер. Первую программу я написал в 7 лет. Это была простенькая программа с эмуляцией терминала, которая занималась переключением цветов на экране. А уже в школе, в классе 5 или 7, это был 1996 год, я написал свою первую игру. Она тоже была достаточно простая. В этой игре персонаж путешествовал и собирал различные объекты.

Таким образом ты еще со школы выбрал себе путь программиста?
На самом деле я мечтал стать космонавтом. Как и большинство детей того времени. А по факту занимался разработкой уровней для игр под компьютер ZX Spectrum. А еще мы с другом запускали шуточную радиостанцию, где ставили свои ремиксы, разговаривали о музыке. Мы трудились в стиле раннего отечественного MTV. Если бы у нас были ретрансляторы мы могли бы действительно раскрутиться. Но нам приходилось записывать все на аудиокассеты, которые сейчас, к сожалению, утеряны.

Именно поэтому твой ник в интернете  dj–alex?
Не совсем. В 2000 году, с началом распространения интернета, я решил тоже зарегистрироваться, но ДиДжей Алекс уже был в сети, а я в то время как раз писал издевательские треки на русскую попсу и делал ремиксы в стиле раннего Апекса Твина, с концертов которого сбегали и возвращали билеты из-за жуткого звучания музыки. Вот и решил добавить себе в ник dj. С тех пор так и известен. Кстати, сам Апекс Твин большой любитель Спектрума и звуковых эффектов компьютеров тех времен.

Алексей, на каком игровом движке предпочитаешь работать?
Я успел поработать на всех известных движках, но они мне не подходят. Современные движки основаны на типизации и шаблонах. Поэтому я чувствую себя в них не уютно. Они меня ограничивают. Я предпочитаю движок, который сам разработал на lua+и назвал его М2К, кстати, в Steam-е его можно скачать совершенно бесплатно.

 

А если касается игр, чем можешь похвастаться?
Играми я также занимаюсь довольно давно. Еще с 90-х делал ремейки игр для Spectrum. Хотел продлить существование старых хитов. Одна из них – Rescue. Я ее полностью переработал и адаптировал под Windows и Linux. Конечно же, добавил много своих фишек. Но при этом после выпуска не забыл упомянуть и авторов оригинальной разработки.

Можешь немного подробнее рассказать об игре?
Да, конечно. Игру Reskue я переписал на новом движке, на своем М2К. В то время это было для меня источником вдохновения. В результате для игры требуется всего 20 мегабайт памяти. Ее даже на старом телефоне запустить можно. Сама игра создана в жанре приключения, ваша задача — спасти ученых со станции в глубоком космосе, где их пытаются уничтожить вражеские войска. Игра требует ловкости, быстроты, хитрости. Ее можно проходить в одиночку и кооперативом. В ней также присутствует большое количество пасхалок и отсылок.

Алексей, ты создаешь игры и движки для игр, а чем на жизнь зарабатываешь?
С 2004 года я придерживаюсь принципа никогда не работать «на дядю». Работать предпочитаю дома и чисто на себя. Делаю сборки операционных систем Windows и Linux, сам их при необходимости и устанавливаю. Также занимаюсь ремонтом компьютеров и ноутбуков, создаю на заказ сайты.

Начинаю понимать, почему ты назвал себя «комбайном»!
Это еще не все (смеется). Еще я любитель пофотографировать. Создаю таймлапсы. В основном меня привлекают природа, старые здания советской постройки, что-то в стиле «сталкер». Одним словом соцмодерн. У меня есть работы по Беларуси, самому Минску. В России — Нижний Тагил, Екатеринбург. Есть много работ из Абхазии, где я прожил три года в Гаграх. Еще я отметился тем, что освещал вокзалы Абхазии и даже помог вновь запустить вокзальные часы.

Возвращаемся к отечественному игропрому. У тебя есть своя команда?
Есть несколько людей, с которыми я сотрудничаю постоянно, есть люди, которые просто периодически интересуются моими наработками. Кстати, о людях. Тут произошел забавный случай. Группа канадцев нашла способ зарегистрироваться на русском форуме ZXПК и попросили меня сделать продолжение игры Reskue, а именно вторую часть. Я был сильно удивлен. Еще они попросили меня выпустить 32-х битную версию первой части Reskue для ПК, где я убрал все 64-битные элементы, и в целом, без больших потерь игра запустилась.

Далее предлагаю блиц-опрос. Поехали!
Задел ли тебя современный кризис, начиная с эпидемии коронавируса и заканчивая известными событиями?
Нет, меня это никак не задело.

Что нужно для того, чтобы создавать игры?
В первую очередь нужно любить то, что ты делаешь. И заниматься этим следует именно из любви, а не из-за денег. Не нужно увлекаться «донатными помойками».

Какой совет дашь начинающим разработчикам?
Не будьте перфекционистами. Нельзя создать сразу что-то идеальное. Составляйте письменно план, не мечтайте сразу сделать ААА проект. Но планомерно к этому идите.

Какой «движок» посоветуешь разработчикам?
Тот, на котором удобнее всего работать. Не гонитесь за самыми крутыми и популярными движками. Вам должно быть комфортно работать в этом «движке».

Как родные и близкие относятся к твоей работе?
Родственникам мои занятия не особо интересны. Они не понимают разницы между работой и просто сидением за компьютером. Меня полностью всегда поддерживал отец.

Что бы ты перенес из своих игр в реальность?
Ничего. Не хотелось бы, чтобы ученых обстреливали из танков. 

Если вернуться назад, изменил бы что-нибудь в своей жизни?
Думаю, я выбрал правильный путь. Но если бы современные технологии были в то время, ничего создать я, наверное, бы не смог, пропал бы в «игровых мирах».

Сам в компьютерные игры играешь? Что предпочитаешь?
Да, я люблю компьютерные игры. Kings Bounty, The Bards Tale, Baldurs Gate 1 и 2, Divine Divinity и другие.

В онлайн игры играешь?
Мне хватило того, что в нулевые я занимался игровыми серверами в WOW, приторговывал вещами. В итоге три года потерянной жизни.

Есть ли у тебя домашнее животное?
Люблю кошек, но я аллергик. У меня нашелся другой вариант — полтора года у меня жила мышь. Я даже всем советую: много внимания не требует, ест мало, на аллергию не влияет.

Ну, что ж, спасибо тебе, Алексей! Это было действительно интересное интервью. Желаю тебе реализовать все свои задумки и раскрыть в себе еще множество граней таланта!

Беседовал с Алексеем
Денис Мищенко